Житель села Малая Даниловка Токарёвского района Владимир Гавричкин, как и многие ветераны-афганцы, отмечает радостную и одновременно печальную дату - 15 февраля 1989 года последний советский солдат покинул территорию Афганистана. В течение 10 лет солдаты и офицеры Советского Союза исполняли свой интернациональный долг в этой демократической республике. И многие из них остались там навсегда. Сегодня председатель районной организации воинов-интернационалистов, гвардии майор ВДВ в отставке Владимир Гавричкин вспоминает те годы.
Стать офицером Владимир мечтал с детства. Как и многие мальчишки, грезил о военной романтике. Но не думал, что придётся участвовать в настоящих боевых сражениях.
- Когда в школу к нам приходили курсанты военных училищ или уже офицеры, рассказывали о службе, это ещё больше подогревало мой интерес к профессии военного. После средней школы твёрдо решил поступать в высшее военное десантное училище в Рязани, - рассказывает Гавричкин.
В училище он получил специальность инженера по эксплуатации военной техники. Служить попал в десантную дивизию в Витебск Белорусской ССР. В 1979 году эту дивизию направили в Афганистан для оказания интернациональной помощи. О своих чувствах в тот момент, когда узнал о скором участии в военных действиях, говорит сухо.
- Я офицер, и нас готовят к участию в военных действиях. Приказ для военного - закон, который не обсуждается, который беспрекословно надо выполнить. Эмоциям места нет. Было ли страшно? О страхе старались не думать.
По словам Владимира Гавричкина, на войне как на войне, приходилось порой очень сложно. Непросто было привыкнуть и к незнакомой гористой местности, где опасность подстерегала повсюду, и к нелегким бытовым условиям.
- Мы понимали, что это война. Успокаивала мысль, что она должна когда-нибудь закончиться.
Были эпизоды, которые врезались в память буквально до мелочей. И только со временем к Владимиру пришло осознание, что если бы тогда не был настолько внимательным, это могло бы стоить жизни десятка, а то и сотни людей.
- Наша разведгруппа перекрывала дорогу, мы проверяли проходящий транспорт. Остановили автобус, я вошёл в него и сразу обратил внимание на одного из сидящих в нём людей. Он был просто, даже неопрятно одет, но при этом с сытым холёным лицом и ухоженными руками. Провели досмотр, оказалось, главарь банды «душманов». Нашли при нём два пистолета, гранату, боеприпасы.
За эту поимку лидера моджахедов Владимир Гавричкин был представлен командованием к ордену «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III степени. В Афганистане он получил и звание капитана.
- Однажды оказались зажатыми в ущелье. Я принял решение поднять бойцов в атаку. Прорвались...
В декабре 1981 года дивизия, в которой служил Гавричкин, вернулась в Витебск. Через девять лет он вышел в отставку. Когда вернулся на малую родину, возглавил Токарёвскую районную организацию воинов-интернационалистов. Она сегодня насчитывает 33 человека. Каждый год ветераны-афганцы собираются в Тамбове или Мичуринске, вспоминают боевое прошлое, погибших товарищей и тех, кто не смог потом найти себя в мирной жизни, тех, кому Афганская война поломала судьбу.
- На самом деле «сломаться» можно и не участвуя в военных действиях. Если нет воли, силы духа, чёткого понимания своей профессии. Мне очень помогли занятия спортом, я и теперь по возможности продолжаю им заниматься.
И тогда, и сейчас Владимир Гавричкин не сомневается в правильности решения руководства нашей страны ввести войска в Афганистан.
- И спустя десятилетия после той войны уверен, что это был правильный шаг. Это, безусловно, перекрыло наркотрафик и решило другие важные геополитические задачи. Руководству страны во все времена виднее, куда направлять войска для защиты целостности границ и роста военного престижа нашего государства. Наши войска находились ведь не только в Афганистане.
Об афганском периоде службы Владимира Гавричкина больше всего напоминают старые чёрно-белые фотографии. На них горные пейзажи чужой страны, сослуживцы и верный товарищ – боевая машина десанта. В детстве их любил рассматривать сын Гавричкина, Виталий. Воспитанный на рассказах о боевом братстве, офицерской чести, верности долгу, он выбрал профессию защитника правопорядка. Быть защитником – потомственная черта Гавричкиных.