Три года назад в посёлке с оптимистичным названием Новая Деревня Токарёвского района проживало 11 человек. Сегодня один, вернее одна. Нине Михайловне Хохловой 80-ят. Но она не хочет покидать то место, где прошла практически вся её жизнь.
- Живу одна в деревне, которой по сути уже нет. В эту деревню я семнадцатилетней девочкой вышла замуж и прожила всю жизнь - здесь родились мои четверо детей, все они выросли: теперь у меня 10 внуков и уже семь правнуков.
Вся большая семья Нины Михайловны перебралась в столицу.
- Дети зовут к себе в Москву, ездила не раз, поживу немного - тоска страшная, сижу, как в клетке, на четвёртом этаже, прошу отвезти меня домой. Здесь рядом у меня кладбище, где схоронены самые близкие люди - пойду, поговорю с ними.
Родилась Нина в соседней Надеждинке в 1938 году. Вышла замуж в Новую Деревню за Аркадия Хохлова, да здесь и осталась. Супруги жили дружно, работали много. В семье родились три сына и дочь. Планировали построить новый дом вместо старого саманного из глины и соломы. Но в 1975 году в семью пришло горе, умер муж. Когда дом совсем развалился, семью поселили в одну из квартир семнадцатиквартирного дома, в которой до сих пор и живёт Нина Михайловна.
- Так вот и живу в ней, а теперь уже и корнями вросла в эту землю, покинуть её не могу. До недавнего времени здесь жил мой сосед, но теперь он переехал в село Павловка. Я осталась совсем одна, порой мне бывает страшно и здоровье подводит: ведь возраст преклонный, за 80, что случится - и на помощь позвать некого.
Когда-то в посёлке Новая Деревня местные жители занимались животноводством и растениеводством. Здесь была восьмилетняя школа, ясли и магазин. Для работающих в сельском хозяйстве построили многоквартирный дом барачного типа. Сегодня и этот, и другие дома вокруг тоже пустуют.
Правда иногда в отдельные из них бывшие жители приезжают, и то летом - отдохнуть в тишине и полюбоваться здешней природой. А любоваться здесь есть чем - река, лиственный лес. А прямо за Новой Деревней начинается ещё один, откуда, не зная всех хитростей его расположения, просто не выйдешь, заблудишься. Этот лес - часть Воронежского заповедника. И сегодня по опустевшей деревне иногда прогуливаются заповедные бобры.
- Часто вспоминаю: наша Новая Деревня была местом отдыха для всего района. Ведь природа здесь замечательная, а столько было садов. Но вот теперь осталась я одна. Жалко всего того, что было, просто до слёз.
Ближайшие от Нины Михайловны соседи живут за три километра, магазины - за семь километров. Но в гостях у неё часто бывают почтальон, который приносит пенсию и районную газету, и местный фермер Евгений Лосев. В просьбе бабы Нины он никогда не отказывает – то огород поможет вспахать, то дрова привезти, но чаще - продукты из магазина. А Нина Михайловна гостям только рада – за чашкой чая и поговорить есть с кем.
- Вот так и живу. Каждый месяц ко мне дети приезжают. Вот дочь Капиталина только уехала, привезла мне на месяц продуктов, холодильник забила полностью, даже хлеб впрок. Есть хлебопечка, но боюсь ею пользоваться. Воды тоже дочка натаскала во все емкости, хотя колодец рядом.
Так и живёт эта женщина на земле, на которой работала, которая кормила её и детей, и которую она не хочет поменять ни на какие блага цивилизации. Ведь пересадить на другое место можно молодое дерево, саженец, а вот старое - не приживётся. Так и человек…
- Звонят постоянно дети, внуки, бывшие соседи, справляются о здоровье. Сейчас собираюсь в Тамбов: операцию на глазах необходимо сделать. После неё поеду, поживу у детей, всех проведаю. Ну а в марте, не хочу загадывать, приеду снова домой, здесь у меня и огород вспахан, готов под посадку нового урожая. Дров у меня много заготовлено, так что не замёрзну.