Почетное место на выставке занимают вышитые рушники. Это такое полотенце или кусок полотна с вышитыми узорами, украшенный кружевом, подзорами. Такая, казалось бы, привычная вещь крестьянского обихода стала частью культуры русского народа.
– Все праздничные рушники украшались кружевом. К свадьбе девушка должна была вышить сорок рушников, если не успевала, помогала вся родня. На свадебном рушнике обязательно должны быть птицы, потому что они считались символом пары, а посередине должен быть росток, он символизировал будущее потомство молодоженов и любовь, которая зарождалась между ними. На рушниках Воронежской губернии часто вышивали чашу изобилия, чтобы жизнь была как рог изобилия и чаша жизни всегда была полная; или виноградная лоза, потому что лоза символ вечной жизни, – рассказывает директор музея Светлана Фролова.
Вышивка сопровождала человека всю жизнь. Когда он появлялся на свет, его принимали на вышитый рушник. Когда крестили ребенка, то надевали на него вышитую рубаху. Когда девушки начинали ходить на гулянья, они наряжались в рубахи с вышитыми символами-оберегами.
А рушник был вообще визитной карточкой каждой девушки — чем аккуратней он вышит, тем лучше хозяйка. Поэтому не допускалось не единого заметного узелка даже с изнанки. Ведь как говорили наши прабабушки: «Лицо для людей, а изнанка для Бога».
В старину вообще рушник читали как книгу – у каждого было свое предназначение, свой особый орнамент. Это своего рода вышитое символьное письмо. Рушник связан с обрядами и обычаями – по вышивке на нём можно «прочитать» достаток семьи, место проживания, радостные и печальные события жизни.
– Вот так, умея читать скрытые от современного человека символы, можно многое узнать о бывших владельцах рушников. Где и когда, для кого и по какому случаю их так старательно вышивала неизвестная нам умелица. Сама того не понимая, оставила нам «документ» ушедшей эпохи, который мы можем брать в руки, изучать и, конечно, восторгаться тем наследием, которое оставили нам ушедшие поколения, – говорит Светлана Фролова.
Из поколения в поколение передавали мастерицы свое умение и их сакральное значение. Рушники, полотенца, наиконники или, как раньше говорили, набожники с особой тщательностью и любовью вышитые на натуральном льне.
В каждом из этих предметов отражены самобытность и особенность старинной русской вышивки тамбовского края. А каждый из нарядов, представленный на выставке, – объект истории, через который сегодня можно изучать исконное творчество умелиц самого южного района Тамбовской области.
Каждая из российских губерний может удивить принадлежащей ей одной особой технике вышивания. Нижегородская и ивановская, рязанская и зауральская и, конечно же, родная тамбовская вышивка красным и черным крестом по белому холсту.